Сертификация программ медицинского назначения

При изготовлении программ, предназначенных для использования в области медицины, производитель должен позаботиться о сертификации продукта, обратившись в специализированный сертификационный центр. Важно учесть, что правом сертификации и проведение сертификационных мероприятий (в том числе необходимых испытаний) данных продуктов обладает только аккредитованный орган – и, если орган сертификации не имеет соответствующих разрешений его деятельность считается незаконной.

Цель сертификации медицинских программ (ПО медицинского назначения)

Согласно приказу Министерства здравоохранения, сертификация и испытания программных средств медицинского назначения производятся с целью:

  • Подтверждения качества программной продукции, которые были заявлены изготовителем, путем проведения необходимых испытаний (перечень испытаний определяется в индивидуальном порядке).
  • Контроля безопасности программной продукции.
  • Защиты потребителей от недобросовестных изготовителей – основная цель которых не изготовить качественный продукт, а получить как можно больше прибыли, приложив минимальное количество усилий.

В ходе проведения сертификационных действий в отношении программного продукта, он подвергается различным видам испытаний. Если в ходе сертификации и проведения испытаний продукции будет выявлено несоответствие требованиям безопасности, то подтверждающий качество документ не будет выдан. Если же в ходе испытаний качестве продукции будет подтверждено, то заявитель получит сертификат соответствия с учетом всех требований Министерства здравоохранения.

Выдача сертификата

После того, как программа медицинского назначения прошла все необходимые при сертификации проверки (в том числе испытания) и ее качество было подтверждено по результатам испытаний, компании-заявителю выдается сертификат соответствия установленного образца. В сертификате программного продукта указываются следующие сведения:

  • Наименование документа (сертификат программного продукта);
  • Номер;
  • Дата выдачи;
  • Данные компании-разработчика, которой потребовалось проведение сертификационных испытаний программы медицинского назначения, а также адрес и сведения о лицах, выступающих в качества авторов;
  •  Наименование программного продукта медицинского назначения;
  • Перечень документов, на основании которых был выдан сертификат;
  • Срок действия сертификата;
  • Краткое описание программного обеспечения – объекта сертификационных испытаний (наименование, назначение, функции, сфера применения, тип, используемые операционные системы и языки программирования, сетевое обеспечение, данные о внутренней и внешней памяти, наличие аналогов и ограничений).

Помимо вышеуказанных программ, подлежат сертификации и сами изделия, предназначенные для применения в области здравоохранения. О том, каким образом это происходит, пойдет речь ниже.

Регистрация мед. изделий

Законодательство, действующее на территории России, гласит, что медицинские изделия могут реализовываться и использоваться только после регистрационных действий. Функцию по надзору в сфере здравоохранения осуществляет Росздравнадзор, его уполномоченные сотрудники и контролируют наличие документов на продукт. Также сотрудники данного органа вносят в Реестр медизделия, которые были разрешены для медицинского применения во всех регисонах России.
Для успешной регистрации изделия мед. назначения требуется наличие результатов соответствующих испытаний и оценок, которые могли бы подтвердить безопасность и в целом качество продукта.

Сертификация медизделий

Регистрация медицинской техники и мед. изделия, оформляется на имя организации или ИП, которые обращаются за совершением сертификационных действий.
Наш орган по сертификации, имеющий аккредитацию и все необходимые разрешения, предоставит весь перечень услуг по регистрационным действиям мед.  оборудования и изделия. Для обращения к нам, вам требуется оформить заявку, представленную заявку или же заполнить заявление на регистрацию медизделия установленного образца. В заявку, как правило, требуется внести следующие сведения:

  • Наименование организации, выступающей в качестве заявителя (или Ф.И.О индивидуального предпринимателя);
  • Сведения о продукте;
  • Контактные данные заявителя;
  • Дополнительные сведения.

После поступления заявления, оно поступает в обработку специалистам компании, после чего они связываются с заявителем, уточняют необходимые детали и предоставляют перечень документов, которые требуется предоставить. После предоставления документов, меду сторонами заключается договор на предоставление услуг по сертификации, а затем специалисты приступают к совершению необходимых мероприятий.

Какие изделия медназначения подлежат сертификации?

Приборы инструменты, а также иные товары, которые применяются в мед. целях подлежат сертификации – в противном случае, их невозможно будет реализовать ни в одно специализированное учреждение. Если говорить о конкретном оборудовании, то на территории Российской Федерации подлежат сертификации следующие виды товаров:

  • диагностики и профилактики различных заболеваний;
  • лечения и реабилитации пациентов;
  • мониторинга организма пациентов;
  • проведения различных медицинских исследований и испытаний;
  • предотвращения либо прерывания беременности.

Важно учесть, что к понятию «медицинское изделие» относиться и специальное ПО, используемое в мед. целях

Подлежит ли сертификации реализация медизделий?

Согласно ст. 12 ФЗ №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и иных НТД реализация медизделий не входит в перечень видов деятельности, на которые требуются осуществлять получение лицензии – поэтому компании, осуществляющие реализацию не обязаны лицензировать свою деятельность – в отличие от производителей.

Этапы регистрации и сертификации медизделий и программных компонентов

Регистрационные действия в отношении медизделий, совершаются в следующем порядке:

  • прием и рассмотрение представленной документации заказчиком специалистами уполномоченной организации;
  • в случае, если использование продукта подразумевает его контакт с телом пациентов, то следующий этап выявление необходимости проведения токсикологической оценки;
  • организация проведения тех. испытаний медизделий;
  • выполнение испытаний на совместимость (если будет выявлена такая необходимость);
  • проведение клинических испытаний;
  • проведение испытаний, которые требуются для утверждения типа средств измерений;
  • организация проведения экспертизы актов испытаний;
  • внесение объектов проверки (мед. изделий) в Единый реестр МИ;
  • оформление и выдача заказчику работ регистрационного удостоверения уполномоченного органа — Росздравнадзора установленного образца.

План проведения регистрации медизделий разрабатывается специалистами в индивидуальном порядке.

Классификация товара в зависимости от степени риска

Классификация по степени риска должна осуществляться в соответствии со стандартом ГОСТ Р 51609-2000. Эта норма также содержится в регламенте органа по выполнению государственной функции по регистрационным действиям изделий мед. назначения — здравоохранения.

Цели регистрационных действий изделий и программных средств

Если все этапы будут пройдены успешно, то для медицинских продуктов и ПО выдается соответствующее регистрационное удостоверение установленного образца, срок действия которого не ограничен. В случае получения разрешительных документов продукцию возможно будет реализовать и использовать не только в России, но и на территории других стран с аналогичными требованиями.

Какие документы нужны?

В перечень необходимой документации для испытаний программного средства и подтверждения соответствия, входит:

  • Опись приложение (обычно требуется предоставить по 2 экземпляра в печатном и электронном виде);
  • Заявление установленного образца (как правило, также подается в печатном и электронном виде);
  • Справка об изделии, содержащая краткую информацию;
  • Копия свидетельства о государственной регистрации компании, которая была заверена в нотариальной конторе;
  • Устав компании (обычно требуется первые 3 и последние 3 страницы);
  • Копия свидетельства, подтверждающая постановку заявителя на учет в межрайонной инспекции федеральной налоговой службы (МРИФНС);
  • Выписка из ЕГРЮЛ (или ЕГРИП – если заявителем выступает индивидуальный предприниматель).

В некоторых случаях, для проведения сертификационных мероприятий и испытаний могут потребоваться приложение дополнительных – об этом специалисты известят заранее.
Результатом сертификации (сертификационных действий в отношении продукции), в том числе и ПС- программных средств, будет получение необходимых разрешительных документов, предоставляющих возможность использовать товар на территории России
(Российской Федерации), а также других стран. Именно поэтому, если вам потребовалась сертификация программ медицинского назначения или же других товаров в максимально короткие сроки, предлагаем воспользоваться нашими услугами. Для сертификации и проведения испытаний, предлагаем вам заполнить форму на нашем сайте, и мы в максимально короткие сроки организуем проведение всех необходимых сертификационных мероприятий.