Мы предлагаем проведение обязательной и добровольной сертификации и получение
Сертификатов соответствия для программно-технических (аппаратно-технических) комплексов, оборудования и аппаратов, на которых устанавливаются программы, на основе стандартов:
ГОСТ IES 60950-1-2014, ГОСТ 26329-84, ГОСТ Р 51318.22-2006, ГОСТ Р CISPR 24- 2013, ГОСТ 30804.6.1-2013, ГОСТ 30804.6.3-2013;
Сертификатов соответствия ГОСТ Р на программы, программное обеспечение программно-технических комплексов и комплексов средств автоматизации и информационных систем
Сертификатов соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза ТР ТС 004, ТР ТС 010. ТР ТС 020
Заказчик вправе получить сертификат соответствия на добровольной основе. В настоящее время, процедура подтверждения заданных требований качества для ИТ -систем, на их жизненном цикле, в виде сертификации в соответствии с Федеральным законом №184-ФЗ «О техническом регулировании», вступившем в силу с 1 июля 2003 года, является формально не обязательной.
Федеральный закон «О техническом регулировании» предусматривает нормативно – правовые и рыночные принципы технического регулирования качества объектов технического регулирования.
Нормативно правовые принципы технического регулирования качества предусматривают использование технических регламентов[1] и обязательное подтверждение требований в виде сертификации или принятии декларации о соответствии.
Рыночные принципы технического регулирования качества предусматривают добровольную сертификацию.
В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» к объектам технического регулирования в виде Государственных автоматизированных систем не относятся нормативно правовые принципы технического регулирования качества (технические регламенты). Таким образом, в соответствии с этим законом для Государственных автоматизированных систем не требуется обязательная сертификация, несмотря на то, что на основании их информации, рекомендаций и моделей принимаются государственные решения, активно влияющие на экономику государства, социальную защиту населения, здравоохранение, экологию, криминогенную обстановку в государстве и оборону Российской Федерации. Учитывая изложенное, одним из основных направлений совершенствования Государственных автоматизированных систем, сопрягаемых с ГАС «Выборы», является техническое регулирование их качества путем использования специальных технических регламентов. При этом, на базе специальных технических регламентов этих автоматизированных систем должны строиться общие методологические подходы и требования к созданию, внедрению и эксплуатации автоматизированных систем для обеспечения их эффективной работы на этапах жизненного цикла.
Другим направлением совершенствования Государственных автоматизированных систем, является развитие нормативно — технической базы системы регулирования качества в направлении создания функциональных стандартов (профилей систем).
Для создания эффективной системы технического регулирования качества Государственных автоматизированных систем необходимо разработать концепцию и ряд технических регламентов технического регулирования качества этих автоматизированных систем. Для развития нормативной базы системы технического регулирования качества Государственных автоматизированных систем в направлении создания их функциональных стандартов (профилей) необходимо рассмотреть вопросы функциональной стандартизации применительно к каждой из этих автоматизированным системам. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 19 июня 2015 года и одобренный Советом Федерации 24 июня 2015 года, предназначен для обеспечения работы ГАС «Выборы» и других ГИАС в едином информационном пространстве, обеспечивающем формирование запросов и обработку информации, полученной от других Государственных автоматизированных систем, на основе национальных стандартов, обязательных на всех уровнях взаимодействия.
При реализации интеграции ГАС «Выборы» с другими Государственными автоматизированными системами необходимо провести их сертификацию.
Реализацию унифицированного информационного взаимодействия (интеграцию) ГАС «Выборы» с другими Государственными автоматизированными системами целесообразно осуществлять на основе разработки профилей стандартов информационного взаимодействия, каждый из которых является подмножеством полного профиля стандартов каждой Государственной автоматизированной системы, а также проведения процедуры оценки качества этих систем путем их сертификации. Для достижения качественных характеристик ГАС «Выборы» должна отвечать требованиям современных информационных технологий и базовых стандартов мирового уровня. Для обеспечения работы в едином информационном пространстве России ГАС «Выборы» должна обладать еще свойствами открытости к другим Государственным автоматизированным системам.
Требования к качеству ГАС «Выборы», реализованные в процессе её жизненного цикла, в соответствии с положениями Федерального закона «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» от 10 января 2003 года № 20 – ФЗ, должны подтверждаться путем проверки их соответствия действующим российским и международным стандартам, а так же актуализированной нормативной документации.
[1] Технические регламенты могут быть общими или специальными в зависимости от особенностей объектов технического регулирования и характера обязательных требований, которые устанавливаются этими регламентами.